Владимир Литвиненко гарантировал поступающим возможность при желании поменять направление подготовки через полтора года.
В понедельник, 24 июля, накануне завершения приёмной кампании в российские высшие учебные заведения (она финиширует 25-го числа в 18.00), ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко ответил на вопросы своих абитуриентов. Основная их часть была связана с участием вуза в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования и переходу на Унифицированный подход к подготовке инженерных кадров.
Предваряя беседу, ректор отметил, что особенностью современной мировой экономики является быстрый переход многих развивающихся стран от аграрного к индустриальному укладу, основанному на интенсивном вовлечении в переработку минеральных ресурсов и массовом производстве товаров конечного потребления. В этой связи на глобальном рынке труда происходят необратимые изменения, которые не обходят стороной и Россию.
«Востребованность со стороны работодателей знаний, навыков, опыта и индивидуальных способностей молодых специалистов становится всё более и более очевидной. Для того, чтобы найти своё место на рынке труда и стать неотъемлемой частью команд профессионалов, им необходимо уже на стадии окончания университета обладать определёнными комбинациями компетенций», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
Такая динамика требует от высших учебных заведений быстрого перехода от традиционных образовательных программ подготовки, ориентированных на решение отдельных прикладных задач рынка труда к унифицированному подходу, который позволит выпускникам адаптироваться к происходящим трансформациям. По мнению ректора, «интеллектуальные способности молодых специалистов, как и производительность их труда, могут вырасти на порядок при условии кардинального повышения требований к междисциплинарной связи изучаемых дисциплин «ядра» высшего образования: общеобразовательных, общетехнических и специальных по направлениям подготовки – социально-экономическим, правовым, экологическим».
«Базовое знание в области научной компетенции, как модуль из 14 предметов, являющихся составной частью общетехнических дисциплин, открывает дверь в особый вид деятельности человека – научную. Унифицированный подход к подготовке инженеров позволяет каждому студенту с момента поступления и вплоть до окончания университета ощущать конкуренцию и иметь равнодоступные условия для самореализации. Причём, как на уровне получения дополнительных профессиональных компетенций в сфере экономики, IT и других областях, так и на уровне формирования научных знаний. Я имею в виду личное участие в проведении лабораторных экспериментов под наблюдением опытных наставников и использование их результатов для дальнейшей деятельности в качестве квалифицированного «Исследователя», - сказал Литвиненко.
Он напомнил, что в Горном университете создана современная образовательная, научная и социальная среда, которая позволит студентам, поступившим в 2023 году на бакалавриат и специалитет, получить высшее образование в максимально комфортных условиях. И параллельно обеспечит эволюционный переход на более совершенную структуру высшего образования.
«Для всех поступивших будут созданы условия для получения знаний и навыков по унифицированным программам. Обучение в первые 3 семестра будет проходить на едином новом факультете – «Ядро высшего образования» по единым учебным планам. Переход на конкретные направления подготовки по специальностям будет производиться после третьего семестра с учётом качества обучения за прошедшие полтора года и других показателей. В их числе - посещаемость, общественная деятельность, дополнительные баллы, полученные на междисциплинарных занятиях. Переход будет эволюционным, для тех, кто поступит в нынешнем году и будет ориентирован на получение образования исключительно по программам бакалаврита, то есть в течение 4 лет, эта возможность сохранится. Для тех студентов, кто захочет поменять направление подготовки по итогам третьего семестра, такое право также гарантировано», - заверил Владимир Литвиненко.
Отвечая на вопрос о будущем магистратуры в новой структуре высшего инженерного образования, он отметил, что, по его мнению, она должна остаться лишь в некоторых университетах, где создана современная научная и образовательная среда. В их числе, вне всякого сомнения, и Санкт-Петербургский горный университет. «В задачу этого специального образовательного направления войдёт подготовка специалистов, уже получивших базовое высшее образование, по учебным программам, которые позволят освоить новую профессиональную квалификацию». Это может быть актуально либо в целях формирования новых знаний для прогресса, либо для изучения более сложных технологий.
Учебная программа будет предусматривать преподавание специальных дисциплин на уровне высших достижений современных знаний. В том числе, изучение современных методов и средств научного анализа, позволяющих выпускнику понимать динамику экономики, осваивать новые технологии, а также развивать свою способность к критическому мышлению.