Санкт-Петербург с рабочим визитом посетила координатор программы Эразмус+ Горного университета Леобена г-жа Сайхануи Байаннасан. Мы поинтересовались у специалиста международного отдела австрийского вуза, какими знаниями нужно обладать российским студентам для того, чтобы поехать учиться в Европу, и может ли образование, полученное за рубежом, поспособствовать будущему карьерному росту.
Кто финансирует программу Эразмус+ и сколько стран в ней участвуют?
Она финансируется Европейским Союзом. В Брюсселе работает специальная комиссия, которая принимает решения, связанные, в том числе, с выделением средств на развитие академической мобильности. Речь идёт об обмене студентами, преподавателями и учеными на один или два семестра.
В программе участвуют 28 государств-парнёров. В каждом из них созданы Национальные офисы, призванные координировать реализацию Эразмус+ в своих странах и заниматься её популяризацией.
Понятно, что обмен студентами важен для гуманизации молодёжи. А влияет ли он на развитие профессиональных компетенций будущих инженеров?
Да, конечно. Участие в программе - это не только прекрасная возможность познакомиться с культурой другой страны и узнать о том, как живут там твои сверстники. Обучение в зарубежном вузе, безусловно, повышает уровень знаний и профессиональной подготовки студентов. Это отличный шанс для их личностного развития.
Сейчас, в период глобализации производства, руководство компаний и предприятий заинтересовано в том, чтобы принимать на работу выпускников, имеющих международный опыт образования и практических навыков. Поэтому речь идёт не о том, важно ли для будущей карьеры пройти обучение за рубежом, а о том, где его было бы наиболее перспективно пройти. Университет Леобена, например, предлагает программы обучения, которые затрагивают весь цикл работы с минеральным сырьём, начиная от добычи, переработки и завершая созданием конечного технологичного продукта.
Ещё один важный аспект – языковая практика. Сегодня знания одного иностранного языка зачастую уже недостаточно. Необходимо знать два или даже больше языков, это требование времени. Эразмус+ даёт возможность повысить свою компетентность и здесь.
Сколько российских студентов приедут учиться в Горный университет Леобена в следующем семестре?
Мы пока не знаем, какое количество мест программа выделит нам на следующий семестр, поскольку их число ежегодно варьируется. Это решение будет принято в ближайшее время, примерно в середине июля. Если говорить о нашем партнёре - Санкт-Петербургском Горном университете, куда я прибыла для переговоров о дальнейшем развитии сотрудничества по программе Эразмус+, то в весеннем семестре, который сейчас закончился, у нас обучалось 4 студента из этого вуза. Ещё один заявлен на следующий, осенний семестр. Но это не окончательная цифра, она будет больше.
Какие требования предъявляются к студентам, претендующим на участие в программе Эразмус+?
Студентам необходимо, прежде всего, знать английский язык на таком уровне, чтобы они могли посещать лекции и профессионально воспринимать то, что говорит им преподаватель. Есть и другие требования, связанные, например, с академической успеваемостью. Их лучше уточнить в своём вузе или в Национальном офисе Эразмус+ в России. Там же кандидатов проконсультируют, как правильно оформить все необходимые документы.
Заинтересованы ли крупные австрийские компании, промышленные предприятия, в поддержке программы Эразмус+?
Программа Эразмус+ является самодостаточной, она не нуждается в дополнительном финансировании. Но мы можем, например, приглашать специалистов из профильных компаний для того, чтобы они читали лекции студентам из-за рубежа, и оплачивать их работу за счёт средств программы.
В целом же Горный университет Леобена, конечно, сотрудничает с предприятиями промышленности - они субсидируют наши научные проекты и ежегодно выделяют на эти цели порядка 30 млн евро. Это чуть больше трети нашего бюджета, который составляет 80 млн.
Не мешают ли академической мобильности различия в образовательных стандартах российских и европейских вузов?
Когда программа только начинала своё действие, было очень много препятствий, но сейчас она реализуется достаточно хорошо. А сотрудничество с Санкт-Петербургом и с Россией в целом идёт благополучно, намного лучше, чем с некоторыми другими странами.
Конечно, различия в образовательных стандартах существуют, но поскольку обмен рассчитан на семестр, то особенных трудностей не возникает. Напротив, ребята обогащаются оттого, что обучаются по программам партнёрских университетов, они получают опыт и знания, которые не получили бы у себя на Родине.
Самое главное, чтобы в партнёрском вузе предлагались курсы на английском языке. Я знаю, что, например, в Санкт-Петербургском Горном университете существует достаточное количество программ на английском. Это способствует развитию мобильности и улучшает перспективы партнёрских отношений между нашими высшими учебными заведениями.