На этой неделе старшеклассники в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах России вернулись к учёбе в очном формате. Возобновили работу и учреждения дополнительного образования, в том числе, курсы подготовки к ЕГЭ. Как полагают эксперты, репетиторы сегодня уже очень хорошо освоили онлайн-технологии и не слишком сильно нуждаются в отмене каких бы то ни было ковид-ограничений. Чего не скажешь о школьниках. Уровень их образования из-за пандемии снизился как в России, так и за рубежом.
В обозримой перспективе это станет серьёзной проблемой, поскольку падение качества абитуриентов априори ведёт и к падению качества выпускников высших учебных заведений. А значит, к сокращению числа компетентных инженеров, врачей, учителей, экономистов и далее по списку.
Основная причина – именно цифровизация учебного процесса, которая не только снижает уровень коммуникации и доверия между учеником и педагогом, но также является очень сильным демотивирующим фактором. Это логично, ведь сохранить концентрацию внимания в классе значительно проще, чем дома, где от занятий может отвлечь любая мелочь. Начиная от переписки с друзьями в чате и заканчивая желанием налить себе кружку чая и съесть бутерброд.
«Образовательный кризис» усугубляет и другую проблему: неравенства среди различных слоёв населения с точки зрения подготовки к поступлению в университет. Ведь теперь успех на этом поприще зависит не только и не столько от способностей ученика, сколько от покупательской способности его родителей. Они должны, как минимум, обеспечить ребёнка безлимитным интернетом и собственным компьютером, программное обеспечение которого позволит получить от дистанционного формата максимальную пользу.
Впрочем, до экзаменов ещё достаточно времени, поэтому сейчас очень многие школьники (или, скорее, их родители) будут всё чаще задумываться о том, каким образом за сравнительно короткий срок «наверстать упущенное» и получить недостающие для поступления в вуз знания. Одно из возможных решений – сосредоточить свои усилия непосредственно на подготовке к ЕГЭ, то есть на решении типичных заданий. Плюсы такого подхода очевидны, но есть и минусы. Зачастую, в том случае, если формулировки задач на итоговом ЕГЭ отличаются от шаблонных, молодые люди теряются и не могут дать на них правильный ответ.
Ещё один распространенный способ поступления в университет своей мечты – это участие в Олимпиадах, где, напротив, нужно решать задания творческого, нешаблонного характера, что позволяет развивать логику и мышление. В нынешнем учебном году Министерство науки и высшего образования РФ утвердило 86 таких интеллектуальных соревнований. Одно из них - олимпиада школьников Санкт-Петербургского горного университета «Гранит науки». Она проводится по трём профилям: «Естественные науки», «Химия» и «Информатика». Её победители и призёры будут либо зачислены в выбранный ими вуз без вступительных испытаний, либо получат при поступлении 100 баллов вместо тех, что реально набрали на ЕГЭ по профильному предмету. Правда, лишь в том случае, если не провалят его и сдадут не менее чем на 75 баллов.
«Подготовка к участию в олимпиаде, на мой взгляд, иногда может оказаться полезнее усиленной подготовки к ЕГЭ, так как в данном случае школьник автоматически получает необходимые для государственного экзамена знания, причем на более высоком уровне. Кроме того, олимпиада даёт психологическое преимущество: ребята, приходя на ЕГЭ, уже не так сильно переживают о его исходе, поскольку за плечами у них успешный опыт решения более сложных задач» – считает директор Центра довузовских и специальных программ Горного университета Руслан Бабкин.
С этим мнением согласны и участники олимпиады «Гранит науки» прошлых лет. Так, Светлана Кобзева, победившая в минувшем году по профилю «Химия», говорит, что ей «всегда было интересно участвовать в школьных олимпиадах». И «решать оригинальные задачи, подразумевающие нестандартный подход».
«Победа в этой олимпиаде дала мне не только возможность поступить в вуз без вступительных испытаний, но и получить дополнительную стипендию. Я прекрасно понимала, что результаты участия в любом состязании во многом зависят от формата проведения. Тот факт, что олимпиада «Гранит науки», несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, проводилась очно, стал для меня определяющим, и я очень рада, что сделала именно такой выбор», - говорит Светлана.
Артём Терновский, ставший в 2021-м призёром по профилю «Естественные науки», напоминает, что очень многие одиннадцатиклассники из-за грядущего ЕГЭ живут в состоянии стресса. Но его секрет успеха был именно в том, чтобы не «зацикливаться» на подготовке к экзамену, а сочетать её со спортом и встречами с друзьями.
«Наверное, благодаря такому настрою я и смог успешно написать олимпиаду «Гранит науки», что очень помогло мне при поступлении в Горный университет! Проведение олимпиады было похоже на праздник, а день, когда мы её писали, был солнечным! Я без лишних переживаний делал то, что должен, и надеялся на лучшее, руководствуясь формулой, которую посоветовала моя учительница по математике: «количество переходит в качество», а также часто вспоминал фразу из одного фильма: «волнение только удваивает страдание»! В итоге всё получилось, как нельзя лучше», - вспоминает Артём.
Каким образом повторить путь Артёма и других абитуриентов, получивших льготы при поступлении в вуз через олимпиаду? Например, зарегистрироваться на официальном сайте «Гранита науки» ogn.spmi.ru и пройти испытания отборочного онлайн-этапа, который заканчивается 24 февраля. После его окончания наиболее успешные участники пройдут в финальный тур, который состоится в очном формате на одной из 39 площадок. Они будут организованы в различных городах, от Калининграда до Якутска, а также в Казахстане, Узбекистане и Республике Беларусь. Само собой, написать Олимпиаду можно будет и в самом Санкт-Петербургском горном университете.
Кстати, в случае с профилем «Естественные науки» шансы на подтверждение диплома победителя или призёра увеличиваются вдвое, поскольку профильными предметами здесь выступают и математика, и физика. А значит, увеличить свои баллы ЕГЭ можно за счёт обеих дисциплин на выбор.
Отметим, что важным нововведением этого года стало появление нового профиля олимпиады – Экология. Его участники, призёры и победители смогут получить дополнительные баллы при поступлении в первое высшее техническое учебное заведение России.